відеоархів

Останні відео

Видання ICO


Публікації Л.Д. Кучми

Версія для друку
02.10.2012

Виступ Леоніда Кучми на Дні Академії Астронавтики

Уважаемый господин Президент!

Уважаемые коллеги!

Прежде всего хочу поблагодарить руководство Академии и Федерации, итальянских коллег за подготовку Конгресса и нынешнего заседания Академии.

Все крупные космические державы становились таковыми, если можно так выразиться, в «зрелом возрасте», имея за плечами многовековую историю государственности и существования на мировой карте. Украина в этом смысле уникальна.

Когда в 1991 году мы провозгласили свою независимость, родилась держава, у которой, тем не менее, уже был тридцатилетний космический «стаж».

Он был связан с уникальным днепропетровским комплексом Южный машиностроительный завод – Конструкторское бюро «Южное», который был творением основоположника украинской школы космонавтики, академика Михаила Янгеля, и где мне пришлось пройти школу от инженера до первого заместителя генерального конструктора и генерального директора. Комплекс создавался в период и в логике «холодной войны», гонки вооружений и противостояния сверхдержав.

В те годы баллистические носители в первую очередь рассматривались, к сожалению, как средство доставки не человека к звездам, а ядерного заряда к цели

Тем важнее и тем более достойно уважения то, что выдающийся конструктор Янгель выдвинул концепцию многоцелевого освоения околоземного пространства на базе ракет-носителей военного назначения. Несмотря на то, что дело было в разгар «холодной войны» - по сути, это была концепция конверсии стратегических ракет в космические носители, которая заключалась в том, что на первые ступени боевых ракет устанавливалась дополнительная верхняя ступень.


открытие нового VanquishНовый V8 Vantage это результат усовершенствований.

Наша компания также специализируется на разработке и программировании сайта без дизайна Технический дизайн и программирование.

Это была смелая и элегантная идея: сроки и стоимость разработки космического ракетного комплекса сокращались, а эксплуатировать его становилось проще, потому что уже существовал базовый, разработанный для военных целей стартовый комплекс МБР.

Первая конверсионная ракета-носитель «Космос» создавалась на основе днепропетровской боевой ракеты SS-4. Вторая ступень на жидком кислороде позволяла запускать спутники весом до 450 килограмм. И началось всё в марте 1962 года с запуском первого днепропетровского космического аппарата ДС («Космос-1»).

1962-й вообще был судьбоносным для украинской космонавтики: в том же году на орбиту отправился первый космонавт-украинец, Павел Попович. Не говоря формальным языком, а только оперируя фактами, можно сказать, что Украина в 1962-м году стала третьей по счету космической державой мира, производящей баллистические носители, спутники и имеющей собственных космонавтов.

Днепропетровские конструкторы шли дальше. Конверсия боевой ракеты SS-9 – предшественницы знаменитой «Сатаны» – обеспечила разработку двухступенчатого носителя «Циклон-2». Этой ракете принадлежит абсолютный мировой рекорд – 106 безаварийных пусков из 106.

Затем был создан трехступенчатый «Циклон-3», который выводил космические аппараты на орбиту 120 раз. А к середине 80-х годов в КБ «Южное» было создано новое поколение боевых ракет.

Это позволило перейти к разработке и новых носителей для спутников. Самый яркий пример – «Зенит», завоевавший славу лучшего носителя в своем классе.

В общем же украинские конструкторы разработали более 70 типов спутников и других космических аппаратов различного назначения, преимущественно – гражданских. Вспоминаются космические аппараты «Океан» и «Коронас», спутники связи и метеорологические.

Можно гордиться и тем, что именно мы открыли дорогу в космос такой сильной сегодня космической державе, как Индия: ее первые спутники «Ариабата» и «Бхаскара» разрабатывались с помощью днепропетровских конструкторов и были запущены на наших носителях «Интеркосмос».

Но гордиться можно не только взятыми высотами, но и яркими попытками, одна из которых была особенно важной для украинских конструкторов. Когда во второй половине 60-х годов Советский Союз вступил в «лунную гонку» с США, различные элементы лунной программы разрабатывались в разных конструкторских бюро страны. Проект тяжелого носителя вели подмосковные КБ. Он потерпел неудачу. А модуль для высадки на Луну разрабатывали мы. Наш Блок-Е был полностью готов к старту. Однако срыв подготовки носителя автоматом означал конец всей советской лунной программы.

В Советском Союзе только мы в Днепропетровске оказались готовыми лететь на Луну. Больше никто. А жаль. И дело не только в престиже или в сожалении о потраченных усилиях. Ничто так не двигало и не ускоряло прогресс во второй половине прошлого века, как соперничество СССР и США.

Я думаю, что если бы нам всё-таки удалось отправить на Луну советскую экспедицию, возможно, дело бы не ограничилось несколькими обзорными полётами, и на Луне были бы уже постоянные поселения. И сегодня мы бы вспоминали и других астронавтов с таким же уважением, как и имя Нила Армстронга – великого героя человечества, ушедшего от нас несколько недель назад.

Однако и помимо несостоявшегося лунного запуска «Южмашу» и КБ «Южное» было и есть что предложить миру в деле освоения космоса. Уже после распада Советского Союза предприятие, которому в отрыве от России предрекали упадок и забвение, реализовало и продолжает реализовывать целый ряд ярких проектов. В том числе – и в рамках нового украинско-российского сотрудничества. Совместно с Россией на базе боевых ракетных комплексов РС-20, которые снимаются с боевого дежурства, создан ракетно-космический комплекс «Днепр».

Его 17 пусков уже позволили вывести на орбиты 62 спутника пятнадцати стран мира. Продолжает совершенствоваться и носитель «Зенит», незаменимый элемент амбициозных программ «Морской старт» и «Наземный старт».

Украинские конструкторы и ракетостроители активно сотрудничают с ведущими космическими агентствами планеты. Предприятия Украины разработали первую ступень для американской ракеты «Антарес» («Таурус-II»), предназначенной для доставки грузов на международную космическую станцию.

В феврале этого года с космодрома Куру во Французской Гвиане был проведен первый пуск новой европейской ракеты-носителя "Вега", на верхней ступени которой установлен маршевый двигатель, разработанный в КБ «Южное» и изготовленный на "Южмаше". Не могу не вспомнить и о ракете-носителе нового типа – «Циклон-4», разрабатываемой в рамках украинско-бразильского проекта. Она сможет выполнять кластерные пуски с выведением каждого спутника на орбиты с разными высотами.

В основу этой технологии конструкторы КБЮ положили принцип, используемый в боевых ракетах с разделяющимися головными частями. То есть конверсионный подход и тут принес положительный результат.

С помощью наших ракет-носителей произведено около 500 запусков и выведено на орбиты более 1100 космических аппаратов, в числе которых – более 400 спутников, разработанных и построенных у нас, в Днепропетровске. Всего же за годы независимости Украины (с 1991 г.) проведено 116 пусков РН украинского производства, 224 спутников выведены на орбиты.

К этому добавлю, что украинским носителям доверяют свои спутники десятки стран.

Подводя итог моего краткого обзора полувека днепропетровской «космической эры», я хотел бы отвлечься от статистики и немного поразмышлять о том, что мы сумели дать за это время стране и человечеству. Уверен – во многом важном и позитивном, случившемся за эти полвека, есть и наша заслуга, даже если она не видна с первого взгляда.

Начнем с главного – мы живы. Человечество пережило лихорадочные десятилетия «холодной войны». Даже не знаю, нужно ли здесь говорить об очевидном: от превращения в войну горячую ее удерживало лишь наличие у обеих сторон оружия куда более мощного, чем могло представить человечество, до этого знавшее лишь об одной глобальной разрушительной силе – силе природы. Мы встречаемся с вами совсем недалеко от Везувия, в свое время уничтожившего два города – но мощь ядерного оружия не идет с ним ни в какое сравнение.

Понимание этого, осознание неотвратимости возмездия, потенциал тысячекратного гарантированного взаимного уничтожения – эти факторы стали базой для ядерного сдерживания, сохранившего мир даже в самые напряженные моменты соперничества сверхдержав. И одной из двух опор этого сдерживания были мы, создатели высокоточных, надежных, защищенных МБР.

И вот наcтупили 90-е. «Холодная война» закончилась. Но настоящие трудности только начинались. Не знаю, многие ли из присутствующих в полной мере понимают, насколько тяжелой, угрожающей и опасной была действительность Украины после распада СССР. Я – знаю, потому что в те решающие годы руководил поочередно Южмашем, украинским правительством, а потом возглавил государство. Без преувеличения – речь шла о выживании, о дальнейшем существовании страны.

И именно КБ Южное и Южный машиностроительный завод  стали в те годы едва ли не первым примером подъема, едва ли не первым свидетельством того, что выжить – можно. И не только выжить, но и побеждать.

Тогда, чтобы стать достойным и равноправным участником программы Си Лонч, оправдать ожидания наших партнеров, мы сделали всё – и возможное, и невозможное. В итоге мы сумели спасти не только Южмаш, но и будущее украинской фундаментальной науки, высокотехнологичное производство, уникальные кадры.

Южмаш помог Украине ворваться в закрытый клуб космических держав, набрать международного веса, выйти на престижнейшие мировые рынки, включиться в процессы глобализации не как объект, а как их полноправный участник в наиболее продвинутых сферах. Я думаю, что с Южмаша началось пробуждение украинской национальной амбиции, без которой любой народ не может достичь ничего.

Предложив базовый носитель для первого в истории международного коммерческого проекта регулярных запусков, Южмаш помог наметить и самое перспективное направление космического сотрудничества, за которым, я уверен, будущее.

С этой верой в будущее – и мировой астронавтики, и национального успеха Украины, и ее космической отрасли, которую представляет КБ "Южное" и Южмаш – я и хотел бы закончить мой доклад.

Спасибо.

Повернутися назад до розділу