відеоархів

Останні відео

Видання ICO


<p style=

" />

Інтерв’ю та статті Л.Д.Кучми

Версія для друку
04.09.2015

За Донбасс нужно бороться политическими, дипломатическими и экономическими методами - Кучма

Эксклюзивное интервью представителя Украины в трехсторонней контактной группе, второго президента Украины Леонида Кучмы агентству "Интерфакс-Украина".

Вопрос: Уважаемый Леонид Данилович, первым Минским соглашениям исполняется год. Перед тем была создана трехсторонняя контактная группа, которая готовила почву для этого соглашения. Вы были определены представителем в этой группе от Украины. На эту тему Вы редко даете интервью. Насколько это было нужно и важно в 2014 году?

Ответ: Действительно, как представитель Украины в трехсторонней контактной группе, я почти не даю интервью о ее работе. Эта миссия вынуждает меня быть сдержанным в высказываниях и оценках. Так легче затем вести сложный диалог и обсуждать непростые вопросы. Тем более отзывов и без того предостаточно.

Чтобы объективно оценить значение трехсторонней контактной группы и первых Минских соглашений, достаточно вспомнить ситуацию конца лета 2014 г. Прежде всего, это Иловайская трагедия, после которой у нас до сих пор считают потери. Без Минска-1 мы бы потеряли намного больше и территории, и людей.

Сегодня некоторые наши политики, рассуждая на эту тему, занялись откровенной подменой понятий и фактов. А наиболее рьяные "ура-патриоты" договорились до того, что "если бы не Минские договоренности, то Украина давно бы освободила Донбасс". Они, наверное, забыли, в каких условиях подписывались и "Минск-1", и "Минск-2", забыли об Иловайске, о Дебальцево. Именно благодаря Минским соглашениям удалось остановить эскалацию войны с непредсказуемыми последствиями.

Вопрос: Порой складывается впечатление, что реализация Минских соглашений имеет вялотекущий процесс.

Ответ: К сожалению, вынужден с этим согласиться. Но давайте посмотрим в корень проблемы: очень не просто найти нормальный выход из ситуации, в которой Россия и Украина, разные по "весовой" категории государства, преследуют диаметрально противоположные интересы. И дело не только в Донбассе или Крыме. Украина сегодня, по сути, продолжает многовековую борьбу за свою независимость.

Но как раз сегодня, больше чем когда-либо ранее, Украина в этой борьбе имеет серьезную международную поддержку. Здесь задействованы серьезные политические и дипломатические силы Европы и мира. Имею в виду и женевский, и нормандский формат. Ведь "Минск-2" - это не решение трехсторонней контактной группы, а это решение лидеров четырех европейских государств Германии, Франции, России и Украины. Вопрос территориальной целостности Украины не раз обсуждали во многих общеевропейских институциях и в Совете безопасности ООН. В феврале 2015 г. комплекс мер "Минск-2" одобрен Советом безопасности ООН, и сейчас это уже международный правовой акт.

А если кто-то из украинских политиков связывает сложности в реализации Минских соглашений с трехсторонней контактной группой, то я должен заметить. Первое: трехсторонняя контактная группа - это только контактная группа, и не более. Второе: за год работы в этой группе и участия в Минских дискуссиях я что-то не видел от наших политиков- критиков ни соглашения, ни конструктивных предложений по Донбассу, ни очереди на место представителя от Украины в контактной группе.

Вопрос: Как Вы относитесь к идее расширения "нормандского формата" переговоров по урегулированию ситуации на Донбассе?

Ответ: Всякий раз, когда на востоке Украины ситуация обостряется, звучат призывы расширить "нормандский формат". Конечно, наиболее желательным было бы, чтобы в этот формат входили руководители всех стран-подписантов Будапештского меморандума. Пусть выполняют взятые на себя обязательства! Думаю, президенту Петру Порошенко тоже хотелось бы видеть в переговорном процессе и президента США, и премьер-министра Великобритании. От себя добавлю - и руководителя Китая, как страны, которая позже присоединилась к Будапештскому меморандуму и является членом Совета безопасности ООН. Поэтому трудно возражать против идеи такого расширения "нормандского формата". Но надо спросить: хотят ли они, и хочет ли Россия?

Только хотел бы предостеречь, чтобы поводом для изменения или "перекройки" формата не использовалась дискредитация Минских соглашений. Ведь дело не в форматах или личностях. Дело в последовательности политики. Возможно, кому-то хотелось бы почаще менять "форматы", контактные или переговорные группы, чтобы скомпрометировать переговорный процесс. Но Украине это точно не выгодно.

Вопрос: В последнее время появились заявления касательно Донбасса такого типа: "отдать", "отгородиться". Ваше мнение по этому поводу.

Ответ: Я скажу так: отдавать легко - возвращать тяжело. Давайте посмотрим на постсоветский опыт, на Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазию, Южную Осетию. За украинский Донбасс нужно бороться всеми методами, и прежде всего - политическими, дипломатическими и экономическими.

Вопрос: Время действия договоренностей т.н. "Минска-2" заканчивается в конце 2015 года. Что произойдет, если до этого срока их не удастся реализовать?

Ответ: Есть два варианта: либо продлевать действие документа, подписанного 12 февраля, либо подписывать новый. На мой взгляд, первый вариант намного более реалистичен и целесообразен. В.Минске-2 есть все необходимые меры для того, чтобы вернуть мир и Донбасс в Украину. А новый документ будет значить, что миротворческий процесс откинут вспять, и его придется готовить с нуля. Хотя, безусловно, есть вещи, которых в Минске-2 нет, но они могут быть необходимы. Я имею в виду введение на Донбасс миротворческой миссии под эгидой международных организаций. Я разделяю это предложение президента Порошенко.

Вопрос: В последние недели трехсторонняя контактная группа провела несколько видеоконференций по Донбассу. Складывается впечатление, что они дают положительный результат. Так ли это?

Ответ: У меня эйфории нет, но те положительные тенденции, которые наметились, надо всеми силами поддерживать и на всех уровнях.

Повернутися назад до розділу