відеоархів

Останні відео

Видання ICO


Організаційно-дослідна робота

Версія для друку
13.05.2016

Информация об аналогии политических процессов на Кипре и в Украине

1. Историческая безгосударственность

До 1960 г. Кипр не имел своей государственности. Были отдельные периоды ограниченного общинного и муниципального самоуправления.

2. Этническая и религиозная неоднородность

На Кипре традиционно проживали два основных сословия: греков-христиан – 70-80%, а турок-мусульман – 20-30%. Греки и турки жили преимущественно раздельно, имели собственные администрации. Между общинами нередко вспыхивали конфликты, в т.ч. вооруженные. Это часто использовала Великобритания – колониальная метрополия Кипра с 1878 по 1960 гг.

В январе 1950 г. руководство греческой общины и церкви организовало среди греков референдум, который высказывался за присоединение Кипра к Греции. Однако Великобритания не признала результаты референдума и активно использовала против этого турецкую общину. С 1954 г. Греция не раз поднимала этот вопрос в ООН, но его обсуждение срывалось. Не получив мирного разрешения конфликта, радикальные греческие националисты создали Национальную организацию кипрских борцов (ЭОКА) и в апреле 1955 г. начали вооруженную партизанскую борьбу за воссоединение с Грецией.

В ответ Турция потребовала передать остров ей или разделить его между Грецией и Турцией. В сентябре 1955 г. в Турции вспыхнули погромы против греков и была образована турецкая военизированная организация «Волкан» - соперник ЭОКА.

3. Независимость «под гарантии» других государств

В феврале 1959 г. в Цюрихе министры иностранных дел Великобритании, Греции и Турции подписали предварительное греко-турецкое соглашение. Затем в Лондоне премьер-министры Великобритании, Греции и Турции, а также представители греческой и турецкой общин Кипра подписали соглашение о предоставлении Кипру с 16 августа 1960 г. политической независимости.

По этим соглашениям Великобритания, Греция и Турция являются гарантами «независимости, территориальной целостности и безопасности» Кипра, что дало этим странам возможность вмешательства в его внутренние дела («Договор о гарантиях»). Греция и Турция получили право содержать на острове свои военные контингенты – соответственно 950 и 650 чел. («Договор о союзе»). Великобритания сохранила право на 250 кв. км (3%) территории, на которой расположены военные базы – Декелия и Акротири.

Ранее в декабре 1959 г. президентом Кипра был избран грек Макариос, а вице-президентом – турок Ф.Кучук. В июле 1960 г. состоялись парламентские выборы, в результате которых победил Патриотический фронт Макариоса.

Однако подписанные соглашения и выборы не обеспечили единства, согласия и мира. В 1963 г. греческая община (Макариос) поставили вопрос о пересмотре конституции в контексте усиления государственного централизма. Турецкая община усмотрела в этом попирание своих прав. Турки вышли с органов власти. Политический кризис перерос у военный, страны-гаранты высадили свои военные контингенты (в пределах соглашений). Макариос обратился с протестом в ООН. Турция хотела высадить свой большой военный корпус, но этому помешала находящаяся на Кипре греческая дивизия и вмешательство США.

В период с 1960 по 1974 гг. греки-киприоты трижды проводили референдумы о присоединении Кипра к Греции. Все три раза в пропорции 90% до 10% избиратели голосовали за воссоединение с Грецией. Однако Греция каждый раз отказывала в этом, ссылаясь на условия соглашений о независимости Кипра. Ситуация изменилась, когда к власти в Афинах пришла военная хунта.

4. Вооруженный конфликт

В июле 1974 г. ЕОКА, при поддержке афинской военной хунты, совершила государственный переворот. Президент Макариос был отстранен от власти. Контроль перешел к ЕОКА, возглавляемому Сампсоном. Новое руководство страны сразу заверило в лояльности к турецкому населению. НАТО заявило о поддержке Макариоса и территориальной целостности Кипра. Макариос выступил в ООН и подтвердил, что переворот организован афинским военным режимом.

Турция 20 июля 1974 г. под предлогом восстановления порядка и защиты турок-киприотов ввела на остров свои войска (около 40 тыс. чел.), оккупировав около 37% его территории. Это случилось за три дня до свержения афинской военной хунты. Занятые 37% кипрской территории Турция поясняла тем, что турки-киприоты на тот момент якобы составляли около 35% населения острова. Греческая сторона считает, что этот показатель составлял всего 18%.

Всего за несколько дней Турция создала на Кипре военную группировку, которая в 7-10 раз превышала силы киприотов. Особенно большой перевес имел морской и воздушный десанты Турции. За 2 дня намеченная для оккупации Турцией территория Кипра (37%) была занята. Греция пыталась помочь Кипру авиацией, но этому помешали США. В тоже время конгресс США наложил запрет на поставку вооружения Турции. Небольшие столкновения продолжились вплоть до конца августа 1974 г. Несмотря на подавляющий военный перевес Турции, киприоты сражались достойно, о чем свидетельствуют потери:

· Греки-киприоты: 309 погибло, 909 пропало без вести, 1141 ранен. 12 танков.

· Греция: 88 погибло, 83 пропало без вести, 148 ранено.

· Турки-киприоты: 70 погибло, ? пропало без вести, ? ранено.

· Турция: 498 погибло, 1200 ранено. 23 танка.

5. Последствия войны

Остров разделили на две части – турецкую (» 37%) и греческую (60%). 3% - занимают военные базы Великобритании. К власти в греческой части вернулось правительство Макариоса. Хотя турки воспользовались именно отстранением Макариоса, как поводом для интервенции, однако после его возвращения они перестали признавать его президентом Кипра.

Была создана буферная зона, разделяющая остров на два сектора, которые охраняет контингент Вооруженных сил ООН численностью 1230 чел. Совбез ООН много раз продлевал время требования вооруженного контингента в буферной зоне. В отличие от Кашмира, Синая и других подобных зон, на линии размежевания на Кипре почти не было вооруженных стычек и погибших.

Экономика была парализована, инфраструктура разрушена, туристический бизнес пал. Более 250 тыс. киприотов (около четверти населения) стали беженцами и внутренними переселенцами. Почти все турки переселились в северную часть, а греки – в южную. Кроме того, из Турции на Кипр было переселено около 115 тыс. турок-колонистов. В тоже время около 55 тыс. турок-киприотов - эмигрировали. Это четверть проживавших до войны турок. Количество приезжих турок вместе с военными (35 тыс.) уже превышает 150 тыс. чел., что больше числа коренных турок-киприотов.

6. Двоевластие

После войны в греческой части состоялось возвращение Макариоса на пост президента, были проведены парламентские и муниципальные выборы, заработали все органы власти. Согласно международному праву, Республика Кипр сохраняет суверенитет над всем островом. В 2004 году Республика Кипр вошла в Европейский Союз. ЕС также признаёт её суверенитет над всей территорией.

В турецкой части Кипра в феврале 1975 г. было объявлено создание «Турецкого федеративного государства Кипр», а в ноябре 1983 года турецкий сектор провозгласил себя «Турецкой Республикой Северного Кипра», которую признала только Турция.

ЕС и Республика Кипр считают северную часть своей юрисдикцией, оккупированной Турцией. Однако никаких преференций киприотам северной части ни Республика Кипр, ни ЕС не предоставляют. При этом они руководствуются Женевской конвенцией (1949 г.), по которой оккупированной территорией и ее населением полностью опекается государство-оккупант.

Власти обеих частей Кипра, не признавая друг друга, контактуют только по вопросам буферной зоны, пропуска через нее населения туристической зоны города Фамагуста и возможного объединения. Однако за 40 лет решен только один более-менее важный вопрос – снята стена в Никосии на центральной улице. Внедрен визовый пропуск с обеих сторон, пропускной пункт только один. Режим пропуска хотя и несколько либерализован в последнее время, но очень жесткий, однако в отличие от Берлинской стены, фактов незаконного проникновения через заграждения практически нет.

7. Усилия по разрешению конфликта

Международные усилия по урегулированию кипрского кризиса продолжались постоянно, в т.ч. при посредничестве США и ООН, между представителями греческой и турецкой частей острова, между обоими президентами. Они выявили глубокие разногласия по кипрской проблеме.

Главная суть этих разногласий: греческая сторона исповедует идеологию унитарного государства, турецкая – федеративного.

Переговоры по объединению острова идут постоянно. В апреле 2004 г. под эгидой ООН был проведен референдум о воссоединении Кипра (план К.Аннана). Две трети турок-киприотов, в т.ч. колонистов из Турции проголосовали «за». Однако три четвертых греков-киприотов проголосовали «против».

После вступления Кипра в ЕС отмечена массовая подача этническими турками документов на оформление кипрских паспортов.

8. Разбирательства в ЕСПЧ

После неоднократных обращений греков-киприотов ЕСПЧ признал Турцию ответственной за нарушения прав греков-киприотов, вынужденных покинуть свои дома и земли на севере Кипра. В 2009 году ЕСПЧ обязал Турцию выплатить 13 млн евро компенсации. В 2014 году ЕСПЧ обязал Турцию выплатить Республике Кипр компенсации в размере 90 млн евро. Турция официально отказалась исполнять решения ЕСПЧ. Однако эти суммы – меньше 1% реальных потерь беженцев из северной части Кипра.

9. Выводы

1. Кипр был слишком слаб в военно-политическом и неоднороден в этнично-религиозном плане для оказания сопротивления Турции.

2. Греция тоже была слишком слабой для оказания помощи Кипру. Более того приход в Афинах к власти военной хунты сослужил медвежью услугу Кипру своим подстрекательством к перевороту.

3. Свержение греческой власти греческими радикалами развязало руки Турции.

4. СССР и США (как бы по сговору) не вмешались в конфликт в противовес своей традиционной практике.

5. По оценке российского ученого – кипроведа О.Н.Бередихина, в 1974г. Турция воспользовалась «двумя открывшимся для нее окнами»: «окном уязвимости» – слабостью Греции и «окном возможности» - нежеланием вмешательства «сверхгосударств».

6. За 40 лет южный Кипр получил динамичное развитие, а северный Кипр пришел в упадок, и лишь в последние годы началось слабое возрождение. Хотя до 1974 г. северный Кипр был намного более развит, чем южный, давал две трети ВВП.

7. Южные киприоты категорически не желают воссоединения с северным, и не приемлют их федералистские условия.

8. ЕС изучив ситуацию, впервые сделал прецедент, приняв Кипр в свой состав с такими проблемами.

9. Кипр не есть членом НАТО, и не есть участником программы «Партнерство ради мира».

10. Греция в 1974 г. вышла из НАТО в знак протеста против оккупации Турцией Кипра и невмешательства НАТО в недопущении этого. Однако в 1980 г. Греция снова вступила в НАТО.

11. Ни Кипр, ни ЕС, ни ООН сейчас не предпринимают активных усилий по объединению Кипра и главным аргументом видимо является то, что этого не хочет около 70% населения с обеих сторон. Наверное, также учитывая урок разделения Чехословакии в 1993 г. и Судана в 2011 г.

12. Де-факто на Кипре в 1974 г. произошло то, что в Чехословакии в 1993 г. Только разделение Чехословакии произошло мирным путем, а на Кипре через военный конфликт, вмешательства Турции и невмешательства США, СССР, ООН, НАТО.

Павло Гайдуцький

Повернутися назад до розділу