відеоархів

Останні відео

Видання ICO


Коментарі експертів

Версія для друку
06.03.2008

Чиновники должны уметь зарабатывать и разумно тратить деньги

Анатолий ГАЛЬЧИНСКИЙ, профессор, Институт стратегических оценок

В прошлом году в России продолжалась циклическая фаза экономического процветания. Существуют убедительные доказательства того, что эта фаза достигла пиковой отметки.

В частности, валовой внутренний продукт, по официальным данным Росстата, увеличился за 2007 г. на 7,8%. Это самый высокий показатель за последние семь лет (в 2006 г. находился на уровне 6,7%). Также на 6,3% увеличились объемы промышленного производства, на 3,3% — сельского хозяйства, на 15,2% — розничный товарооборот и на 22,8% (январь-ноябрь) — внешний товарооборот. Особенно выделим рекордный рост (на 21,1%) инвестиций в основной капитал — $246,5 млрд., то есть почти столько же, сколько весь ВВП России в 2000 г. За год реальный доход на душу населения вырос на 10,4%, а среднемесячная зарплата — с $395 в 2006 г. до $530 — в 2007 г.

Подобный взлет в значительной степени обязан приросту иностранных инвестиций, который (по предварительным данным) в годовом измерении составляет около $50 млрд. Непомерно высоким стало также увеличение (до $145,6 млрд.) внешних заимствований частных российских корпораций и банков. Привлекают внимание и такие показатели: за год международные резервы России выросли на 56,8% (до $476,4 млрд.), а стабилизационный фонд — почти до $150 млрд. Приведенные данные свидетельствуют, что 2007 г. не стал по своим экономическим параметрам наиболее результативным в истории России.

И все же, отмечая достижения, мы не склонны недооценивать системные противоречия российской экономики. Их зеркальным отражением является односторонность внешнеторгового баланса, где в структуре российского экспорта, как и в предыдущие годы, почти 80% приходится на экспорт сырья — энергоресурсов, металла и лесоматериалов.

Показательными в этом плане можно считать результаты внешней торговли с Китаем. По итогам 2007 г. китайский экспорт в Россию вырос почти на 80%, превысив экспорт самой России на $8,8 млрд. Впервые баланс внешней торговли России с Китаем стал отрицательным. Усугубляется деформация ее структуры. Если в российском экспорте доминирует сырая нефть и круглый лес, то в китайском — продукция широкого потребления (ее объем вырос на 278%) и машиностроения, объемы которой только за год увеличились почти вдвое. По экспертным оценкам, китайский рынок полностью утрачен для российской обрабатывающей промышленности.

Рост в минувшем году на 62% экспорта в Россию продукции украинского машиностроения подтверждает также, с одной стороны, расширение в стране инвестиционного поля, а с другой — подавленное состояние российского машиностроения, его низкую конкурентоспособность. Именно эти процессы прежде всего отражаются на структуре внешней торговли.

Российские власти не смогли реализовать провозглашенную еще в 2000 г. стратегию в отношении переориентации финансовых ресурсов, получаемых в сырьевых отраслях, на развитие машиностроения, производство технологически сложной продукции и технического переоснащения агропромышленного комплекса. Соответствующие финансовые потоки минуют эти звенья экономики и направляются преимущественно на воспроизводство и непосредственно в потребительский сектор.

В связи с этим очевидной становится и такая перспектива — с одной стороны, опережающими темпами увеличивается потребительский спрос (Россия становится одним из самых масштабных потребительских рынков Европы), с другой — неуклонно усиливается концентрация капитала и дифференциация доходов населения, уровень которой во много раз превышает соответствующие параметры стран Запада.

В общем, мы не замечаем каких-либо осязаемых системных перемен в российской экономике в период президентства Владимира Путина. Наоборот, по нашим оценкам, структурные деформации российской экономики, которые существовали и ранее, еще в большей степени усугубились. Этот факт представляется особенно досадным на фоне многократного роста цен на энергоносители. Напомним, что в 2001 г. средняя мировая цена одного барреля нефти составляла $17,98, в 2005 г. — $28,9, в 2006 г. — $30,0. А к концу 2007 г. она поднялась до $90.

Российская экономическая политика игнорирует довольно значимую истину: очень важно, чтобы чиновники, которые управляют экономикой, владели навыками зарабатывать деньги. Однако еще более важным является умение их разумно тратить. Российские власти, как, кстати, и украинские, не демонстрируют достаточного потенциала именно во второй позиции — в умении эффективно использовать полученные (во многом благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре) финансовые ресурсы.

В последнее десятилетие Россия существенно усилила свои позиции в мировой экономике. Речь идет не только о соответствующих позициях в энергетическом сегменте, но и о ее общем потенциале. По статистике Международного валютного фонда, с 2000-го по 2006 г. российский ВВП в долларовом эквиваленте по паритету покупательной способности вырос больше чем в 1,6 раза — с $1054,2 млрд до $1727,4 млрд. Но эти показатели значительно уступают соответствующей динамике Китая и Индии.

В 2006 г. мировой уровень ВВП по паритету покупательной способности составлял $66,2 трлн, из которых на страны Евросоюза приходилось $13,9 трлн. (21,0%), США — $13 трлн. (19,7%), Китай — $10 трлн. (15,0%), Индию — $4,2 трлн. (6,2%) и Россию — $1,7 трлн. (2,6%; 2000 г. — 2,36%). Речь о том, что по паритету покупательной способности доля России в мировом ВВП за последние восемь лет выросла в довольно скромных объемах. Показательными тут будут экономические сопоставления за 2007 г. Если в России ВВП вырос на 7,8%, а промышленность — на 6,3%, то в Индии (по предварительным данным) — соответственно на 8,9% и 11,8%, в Китае — на 11,4% и 17,3%.

Указанные факты свидетельствуют, что сдержанные оценки экономических результатов управления российской экономикой в 2007 г. обоснованны. В отличие от Индии и Китая, где количественный рост сочетается с качественным развитием (эти страны все в большей степени берут на себя функцию инновационных лидеров), в России речь идет пока в основном только о росте без развития.

Преодоление этого несоответствия требует не пролонгации (на чем сейчас все время акцентируется внимание), а перестройки действующей экономической политики. Для этого как минимум необходимо осознание ее узких мест, в том числе и тех, о которых говорится в нашем обзоре.

По существующим прогнозам, в 2008 г. темпы роста ВВП в России начнут замедляться: по оценке российского правительства, они снизятся до 6,7%. МВФ и Всемирный банк обнародовали более пессимистичные оценки. Но в целом в российской экономике существует достаточно весомый потенциал сохранения высокой деловой активности в среднесрочной перспективе. Важно, чтобы этот потенциал в большей степени направлялся на качественные преобразования.

Повернутися назад до розділу